Доклад по правоприменительной практике Тверского УФАС России
01 декабря 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад
по правоприменительной практике
Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области


В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) осуществляет на территории Тверской области функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
1. Типовые нарушения обязательных требований, контроль за соблюдением которых осуществляет Тверское УФАС России.
Антиконкурентные соглашения в ходе торгов, направленные на поддержание цен в ходе торгов, запрещенные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (картель): в течение 2017 года завершено рассмотрение 2 дел о картельных сговорах, 3 дела – в стадии рассмотрения.
Картели являются наиболее опасным нарушением антимонопольного законодательства, поскольку участники таких соглашений отказываются от честной конкурентной борьбы (когда каждый самостоятельно, независимо от иных и исходя исключительно их собственных возможностей и интересов) и осознанно замещают конкурентные отношения групповым поведением, что имеет негативные последствия для конкуренции и публичных интересов.
Участие в картелях влечет административную ответственность в виде штрафов от суммы выручки правонарушителя от реализации товара, от суммы расходов правонарушителя на приобретение товара, либо от начальной стоимости предмета торгов (статья 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом лицо, добровольное заявившее в антимонопольный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения либо недопустимых согласованных действий освобождается от административной ответственности.
Противоречащие требованиям законодательства о теплоснабжении, законодательства о водоснабжении и законодательства о концессионных соглашениях действия органов местного самоуправления по передаче в хозяйственное ведение или аренду объектов теплоснабжения и водоснабжения.
Нормы о том, что права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения и водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, действуют с 2013 года.
Органы местного самоуправления Тверской области игнорируют вышеуказанные требования и передают объекты теплоснабжения и водоснабжения в хозяйственное ведение муниципальных предприятий без проведения публичных процедур и требований законодательства о концессионных соглашениях, либо в аренду при сроке эксплуатации объектов более 5 лет.
Вышеуказанные действия образуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
Нарушение субъектами естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Выявлены многочисленные нарушения установленного порядка подключения к электрическим сетям, а нарушители привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе: распространение рекламы по сетям электросвязи (смс-реклама и реклама с использованием телефонной связи) в отсутствие согласия Абонента (получателя) на ее получение; отсутствие в рекламе существенной информации, что искажает истинное предназначение рекламируемого товара и вводит в заблуждение потребителей; использование в рекламе непристойных и оскорбительных образов и сравнений.
Неисполнение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые выявлены в ходе рассмотрения жалоб, в результате плановых и внеплановых проверок, на основании материалов, поступивших из органов прокуратуры, правоохранительных и контрольных (надзорных) органов.
Типичные нарушения законодательства о контрактной системе:
- необъективное описание объекта закупки: установление требований к характеристикам товара не в соответствии с действующими стандартами, излишние требования к техническим характеристикам, которые можно определить исключительно при проведении испытаний на опытных образцах, при том, что маркировка изделия и товарно-сопроводительные документы сведения о таких характеристиках товара не содержат;
- при закупке лекарственных средств установление требований к расфасовке, к упаковке, которые не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств;
- установление к участникам требований, не предусмотренных законодательством о контрактной системе;
- необоснованный отказ в допуске к участию в торгах и нарушение порядка определения победителя;
- принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований законодательства о закупках.
Нарушения законодательства о контрактной системе влекут административную ответственность, установленную статьями 7.29 – 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Типичные нарушения порядка организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также иных торгов (на право осуществления перевозок; выбор управляющих компаний; предоставление в аренду земельных участков и объектов недвижимости; продажа имущества (по законодательству о банкротстве); на право установки нестационарных объектов торговли; на право организации ярмарок, на право установки рекламных конструкций; предварительный отбор подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов:
- установление необъективных критериев оценки;
- нарушение установленного порядка оценки;
- несоответствие документации требованиям закона, которым регулируется проведение торгов;
- неразмещение конкурсной документации на официальном сайте.
Нарушение порядка организации и проведения вышеуказанных торгов влекут административную ответственность, установленную статьями 7.32.3 (за нарушение требований Закона № 223-ФЗ) и 7.32.4(иные торги) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Проверки и иные мероприятия по контролю.
В 2016 году проведено 12 плановых и внеплановых проверок соблюдения антимонопольного законодательства, а также 40 плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства о контрактной системе.
В 2017 году проведено 13 плановых и внеплановых проверок соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о торговой деятельности, а также 15 плановых и внеплановых проверок законодательства о контрактной системе.
В рамках рассмотрения обращений о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков в 2017 году проведено 33 контрольных мероприятия, по результатам которых сведения о 19 поставщиках включены в вышеуказанный Реестр.
3. Практика привлечения к административной ответственности.
В 2016 году возбуждено 173 дела об административных правонарушениях, вынесено 142 постановления о наложении штрафа на юридических и должностных лиц.
В первом полугодии 2017 года вынесено 55 постановлений о наложении штрафа на юридических и должностных лиц. Снижение количества вынесенных постановлений о наложении штрафа обусловлено «либерализацией» норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства и их работникам. Так, в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии определенных обстоятельств (предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба). С учетом вышеуказанных изменений по значительной части дел об административных правонарушениях административный штраф заменен на предупреждение.

4. Результаты административного и судебного оспаривания решений и действий Тверского УФАС России и его должностных лиц.
Решения и предупреждения Тверского УФАС России, постановления и действия должностных лиц Тверского УФАС России подлежат обжалованию в судебном и административном порядке, но доля полностью отмененных и признанных незаконными актов и действий управления и его должностных лицу незначительна.
Так, в 2016 году признаны недействительными:
- 2 решения Тверского УФАС России в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, что составляет 3 % от общего количества всех принятых решений и иных юридически значимых действий управления и его должностных лиц в рамках антимонопольного контроля;
- 3 решения Тверского УФАС России в рамках контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе и закупках, что составляет менее 1% от общего количества всех принятых решений и иных юридически значимых действий управления и его должностных лиц в рамках вышеуказанного контроля.
Решения, принятые Тверским УФАС России в рамках контроля за соблюдением законодательства о рекламе, а также постановления о привлечении к административной ответственности за нарушения во всех сферах контроля, вынесенные в 2016 года, не отменялись (за исключением отмены в связи малозначительностью правонарушения при подтверждении судом события и состава административного правонарушения).

Наверх